четверг, 19 апреля 2012 г.

Булыжники

Прошлым летом во дворе моего дома начали  грандиозное окультуривание асфальта. Это по всему городу кампания началась - и шла она под лозунгом "Чистый двор - "Единая Россия" работает для вас". Так началась предвыборная страда...
 В дальнем углу двора дорожники взялись делать место под стоянку, вкапывать свежий бордюр, и в этих приятных хлопотах они выкорчевали из-под  земли огромные округлые булыжники. Для них это были просто ненужные камни, ещё немного, их увезли бы вместе со строительным мусором. И я бы, как все обычные люди, не сразу догадался , что это за булыжники, но я знал, что где-то тут(где точно, уже давно никто не помнил) проходил когда-то Сибирский тракт, великолепная мощёная булыжником дорога. Стало ясно, что камни очень непростые.
Когда-то тут пролегала дальняя дорога, дорога в Сибирь, место это когда-то было загородное, путь-дорога тянулась между лесов, полей и деревень. Потом сюда пришёл город. Не стало ни деревень ни полей. От лесов осталось несколько скверов. Рядом со старой дорогой проложили новый широченный и длиннейший в Европе проспект, вокруг него стали расти большие городские дома. Сначала появились пятиэтажки в позднесталинском псевдоампирном стиле, потом в упрощённом пост-сталинском, затем новое городское пространство покрылось коростой хрущёб, а во время очередной эпохи там-сям стали выскакивать 12этажные брежневские панельки.  Про великолепную дорогу, построенную немалыми трудами, все забыли, и, вдруг, она напомнила о себе из подземного своего небытия.
Откуда привезли такое количество речных окатышей? Никто не знает. Скорее всего эти булыжники везли в телегах с горных уральских рек. Но это лишь моя гипотеза.
Старинный тракт, обратившийся в междворовые проезды, полвека назад, сперва затянуло грязью, потом и вовсе он спрятался под землю, ушёл в прошлое.
В безвозвратное прошлое ушла та жизнь, в которой селяне из пригорода жали серпом, носили коромыслом воду, а лапотные мужики были способны отправиться в горы, накидать из речного русла в телеги скользких , как налимы, тяжеленных , как чугун, каменных кругляков, привезти их в город и вымостить теми булыжниками Дорогу. Исчезли люди способные на невозможный труд.
Ничего не осталось от этой жизни. Лишь у нас, в  каменноджунглевом дворе, стояли до недавнего времени две избушки, два деревенских домика, которые в такой ситуации всегда вызывают смешанные чувства. Теперь я понимаю, что они когда-то стояли на обочине исторического пути. Не было сомнения, что булыжники, которые руки гастарбайтеров  вывернули из земли,были некогда частью этого пути  ..
Это открытие я сделал случайно, во время прогулки с детьми. Предоставив наследников самим себе, и, стараясь, не терять их из поля зрения, я стал перетаскивать округлые тяжёлые камни на газон, к себе под окна.
Сделал  карманный стоун хендж. Я сделал его для себя и людей.
А через день , я вышел утром из дома и обнаружил, что камни исчезли. Скорее всего, кто-то увёз их к себе в сад, в баню... Смотреть спокойно на бесхозное наши люди не в состоянии, а какие-то булыжники на газоне люди восприняли как ничейные.
Дорожники ещё не навели порядок, то есть, не увезли на свалку оставшиеся булыжники, поэтому я восстановил свой сад исторических камней, выложив из них круг, как было принято на советских клумбах, и спешно добыл у знакомого цветовода рассаду очитков, заполнил ими этот круг. На такое сооружение, как мне казалось, никто уже не покусился бы. Камни были спасены от похорон на свалке....
А через неделю я вышел утром из дома и обнаружил, что камни исчезли. Сначала мне стало грустно, но пройдя несколько шагов по двору, я увидел их.
Оказалось, что дорожники, которые о клумбах и правах частной собственности думают только тогда, когда не думать об этом опасно для жизни,  использовали мои камни, чтобы окантовать дырку в свежем асфальте, которую они зачем-то расковыряли и заделали опять. Надо было срочно чем-то оградить не застывший ещё материал, дурацкие булыжники как нельзя лучше подходили для этого...
Исторические обьекты вернулись на газон....
  Камни то и дело использовались отдельными гражданами, чтобы подпереть дверь подьезда во время выноса мебели или как "башмак" во время дворового авторемонта. Народ упорно воспринимал композицию из природно-исторического камня, как склад бесхозного булыжника.
 Всякий раз я восстанавливал композицию. Так в борьбе прошёл год.
А сегодня утром я выхожу из дома и обнаруживаю, что ......
....булыжники побелены  дворником.  В соответствии с советской традицией, по весне некоторые предметы освежаются извёсткой; сегодня  заодно с деревьями и бордюрами побелили и Камни.  Сначала мне стало плохо. Сказочная поверхность каменных тел исчезла под слоем невыносимой извёстки. Я стоял на газоне, растирал в пальцах известь, пытаясь очистить запачканные руки, смотрел на каменный круг и соображал, что делать. Потом я обрадовался, и понял, что делать ничего не надо.
 Извёстка означала признание. Это означало, что в представлении людей камни стали общенародной собственностью.
Они вернулись и ожили.









1 комментарий:

  1. Помню эти избушки в нашем дворе. Вдоль их ограды была выложена плитами дорожка к мусорным контейнерам. С одной стороны дорожки был невысокий металлический забор нашего городского двора, а с другой - деревянный забор с калиткой во дворик к избушке. Было интересно заглядывать в этот дворик, чтобы рассмотреть кусочек сельской жизни в центре большого города.

    ОтветитьУдалить