среда, 12 декабря 2012 г.

Под ногами

Под ногами у прохожих валялся мусор,недонесённый кем-то до контейнера. Но это был не просто мусор, это был мусор, который, смог принести пользу социально незащищённым гражданам.
Почему я так решил?
А, вон, видите, среди прочего скромно блестит старое золото букв - "Брюсов". От томика стихов Брюсова осталась одна коленкоровая обложка.
Спросите: почему? Где сама книжка?
 Это профессиональный заготовитель макулатуры шёл по городу, он шёл точно так же, как первобытный собиратель сьедобных корешков улиток и ягод ходил когда-то по древнему лесу. Увидел бомжишка книжонку, и поживился книжным блоком. Обложки-то  в макулатуру не принимают! Надо её содрать с книжной тушки. Сорвать и бросить. Вот и валются на просторах нашей Родины, то там то тут, книжные обложки, словно скорлупки или копыта, которые когда-то валялись на стоянках людей каменного века.
Время книг прошло. Ни на что они больше не годятся, кроме как стать сырьём для упаковочного картона.
Ну, электронные книги ещё поживут. А Эпоха бумажных книг, точно, завершилась.  Не скажу о книге, вообще, но время всяких заумных писаний - явно закончилось. Брюсов нужен только филологу брюсоведу.

  Недавно считалось приличным, обязательным, иметь библиотеку. В советском народе ходили легенды о том, что в доме среднего американца(дикий народ!) книг не найти днём с огнём, нет у них такого явления, как книжный шкаф, или стеллажи с книгами, - так говорили знающие люди. То ли дело мы! Мы - культура! Ого! Книга - лучший подарок. Мы - самые читабельные! В позднесоветское время горячо дискутировался вопрос: хорошо ли, когда собрания сочинений просто украшают гостиную?
Книги были вложением денег. Это - на все времена. Книга - вечная ценность. Это, если что, всегда продать можно будет. А как же ещё?! Разве может быть иначе?
Книги.
О, чем были книги лет тридцать - сорок тому назад!
Как ни странно, но книги были тем островком, где все советские годы легально существовали рыночные отношения.
Рынок!
На законных основаниях рынок был, разумеется, на рынке, то есть, на базаре. В застойный период на базаре властвовали две категории субьектов:
мясник, сжимающий волосатыми руками огромный топор и похожий больше на палача, чем на продснабовца;
а так же, грузин в нелепой кепке, которую называли : "аэродром" -  за её неадекватную ширь.
Лично я на рынке испытывал такое ощущение, что нахожусь в стане врага во время праздника. там было здорово! Но неприятно. Полагаю, большинство советских людей испытывали сходное чувство.
Мало того, - на рынок надо было специально куда-то ехать. В общем, базар был в советской жизни чем-то слегка чужеродным.
А книжный магазин всегда был всем по пути, где-то рядом, там небыло взвинченного веселья, как на базаре, но там тоже работали спокойные рыночные отношения. Даже более рыночные, чем на базаре. Называлось это или букинистическим отделом или комиссионной торговлей книгами, но, на самом деле, это была школа рынка. Кто бы мог тогда подумать, что на тихих книжных развалах зрело то, что скоро сделает саму книгу чем-то лишним в нашей жизни. Книжные барыги были тихими, культурными и повсеместными. Книжные цены, повинуясь законам рынка, взлетали и рушились, были тут и свои хиты продаж, безумно дорогие, и залежалый недорогой товар. Существовал вполне законно класс, (немногочисленный классик), советских книжных диллеров и бизнесменов. Купил - продал. А что такого? Не запрещено! Человек имеет право. Купил - продал. Договорился, привёз, купил-продал... Это был самый настоящий рынок! Но, при этом, какой-то свойский рынок, совсем не пугающий советских людей. Не то, что на базаре, - где смачный урюк и чудовищный топор мясника.
Время шло. В "Книгообмене" появлялись новые модные книги... Так мы и вползли в эпоху, где продавать больше не стыдно, где всё имеет свою цену и спрос. Вдруг оказалось, что на книги, как часть быта,  спрос упал. Модная книжка покупается, пролистывается и выбрасывается. Старые книжки нафиг никому не надо.
Потом оказалось, что эпоха гутенбергов завершилась и мы живём в мире цифровых носителей. Владельцы домашних книжных полок начали вымирать, а заполучившие их недвижимость наследники, обладающие клиповым видением и мышлением, начали массово выносить пыльные залежи книг на свалку, позволяя тем самым, существовать бездомным сборщикам макулатуры.
 Так и отправился бумажный кирпичик в мусорную кучу, блеснув нам на прощанье потускневшим золотом - Брюсов
Спасибо, Брюсов! Сегодня, в последний день своего земного бытия,  ты превратился в спасительную копеечку и позволил какому-то бедолаге прожить ещё день на этом свете.
Ты спас человечка.
Ты погиб не зря.
===========
Экономический термин - "рыночная экономика" на башкирском языке звучит - "базар экономик".

5 комментариев:

  1. Я уже писал, что у вас прекрасные тексты: удовольствие читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а где Вы это писали? Напомните, пожалуйста. Спасибо за доброе слово, очень люблю критические отзывы. Может, хоть что-то не понравилось?!

      Удалить
  2. Удивительно, хотел сказать тоже самое. Удовольствие Вас читать!

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить